9.Где и как могут помочь профессиональные психологи?

Часть 2.
В этих записях мы поговорим о том, что представляет собой психологическая помощь, как происходит этот сложный процесс, каковы его возможности.

Начнём разговор с результатов одного исследования. Доктор Дж. Пеннебейкер, профессор университета психологии штата Техас, исследовал эффект, который появлялся в результате выслушивания и выражения сочувствия людям, которые перенесли сильные психолгические травмы и потрясения. Оказалось, что лица, окружённые заботой и вниманием, эмоционально чувствовали себя гораздо лучше, чем те, которые справлялись с ситуацией самостоятельно. Находя чью-либо поддержку, мы устанавливаем внутреннее равновесие, особенно необходимое для нашего здоровья.

Разделённое счастье — два счастья. Разделённое горе — пол горя.

Процесс оказания психологической помощи является таинством, тайной, завесу над которой мы будем стараться приоткрыть и разгадать.

Мы живём в сложном мире, и часто чужие проблемы кажутся более понятными и разрешимыми, чем свои.

Самое главное требование в психологической помощи заключается в том, что психологическую помощь можно оказать и эффективно осуществить исключительно с согласия того, кто за ней обратился и в ней действительно нуждается. Совсем по-другому обстоит дело (по понятным причинам) — с врачебной помощью. Это нужно уметь чётко разделять. В теории и практике психологической помощи большое значение уделяется вопросам взаимного сотрудничества психолога с пациентом.

Нельзя по-настоящему помочь кому-либо против его воли.

Любые действия , вызывающие у человека зависимость, сдерживающие его развитие, никогда не будут являться психологической помощью.

Психологическая наука сама по себе не является ни доброй, ни злой, и только в процессе её применения встают вопросы морали и этики

Так обстоит дело с любой областью знаний.

Психологи не дают клятвы Гиппократа, но и у них существует своя профессиональная этика и кодекс. Принцип «НЕ НАВРЕДИ» — это закон, обязательный не только для медиков, но и для педагогов, психологов, психотерапевтов, и для всех тех специалистов, в руках которых находится «тонкая материя»и человеческая психика.

Для того, чтобы такого рода специалисты в своём деле могли успешно осуществлять коррекцию, стимулировать развитие конкретного человека, они должны прежде всего принимать во внимание ожидания, учитывать просьбы и пожелания обращающегося за помощью.

Это особенно важно, поскольку случаются значительные расхождения между заявлением человека и действительным положением вещей. С одной стороны такая ситуация может возникнуть неосознанно, а с другой — быть результатом целенаправленных действий…

Для того, чтобы проверить насколько чётко Вы можете сформулировать собственные ожидания, и насколько Вы способны определить ожидания окружающих людей, давайте выполним такое упражнение :

Упражнение 1. Реконструкция ожиданий.
В упражнении используйте РЕАЛЬНЫЕ ситуации общения, участником которых Вы будете в течение недели. Особенно внимательно отнеситесь к тем, которые не являются обычными для Вас и не возникали ранее.

Каждого человека, с которым Вам придётся общаться, сначала спросите: «Что я могу для Вас сделать?», «С чем Вы пришли ко мне?», «Каким временем Вы располагаете?»

Ни в коем случае не будьте бесцеремонными или бестактными. Просто постарайтесь, попробуйте заняться развитием коммуникативных навыков, поучитесь выбирать такие формы вопросов, которые были бы допустимы в Ваших межличностных контактах.

Подумайте о том — сбываются ли Ваши ожидания, и что удалось открыть нового в своём внутреннем мире…

Итак: мы установили, что перед началом оказания психологической помощи специалист должен обратить особое внимание на ожидания того человека, который обратился за помощью…

А что дальше? Дальше бывает по -разному. Всё зависит, прежде всего, от избранной психологом теоретической установки, которая отражает его собственную систему ценностей.

Терапевт — психоаналитик будет строить свою работу с человеком, обратившимся за помощью, одним образом, гуманитарный психолог — другим и т.д. Эти различия заключаются как в способе проведения беседы, так и в активности самого психолога, продолжительности контакта, применении определённых методик.

Психологи различных теоретических подходов по-разному рассматривают психику человека и механизмы её расстройств, в соответствии с этим они ставят различные цели и выбирают соответствующие методы их достижения.

Одни психологи используют в своей работе авторитарный стиль, другие являются приверженцами демократического стиля.

Какой стиль ближе Вам ?

Во многом это определяется потребностями, которые Вы удовлетворяете в процессе общения с психологом.

Насколько подходит Вам тот или иной стиль работы, зависит, с одной стороны, от уже имеющегося у Вас опыта в этой области, с другой стороны — от Ваших индивидуальных особенностей. Нерешительные, впечатлительные люди с небольшим жизненным опытом и знаниями, имеющие высокий уровень тревожности, ищут кого-то, кому они могли бы поручить свои дела, на кого они могли бы возложить ответственность за происходящее. Такие предпочитают терапию в авторитарном стиле. Самостоятельные же, независимые личности с невысоким уровнем тревожности — как правило, это взаимосвязано, охотнее работают над своими проблемами с психологом, практикующим демократический стиль.

Упражнение 2. Мой идеальный практический психолог.
Поразмышляйте над тем, какие черты, поведение и терапевтические методы больше всего соответствовали бы Вашим особенностям. Как Вы представляете себе идеального психолога… Подумайте об этом спокойно, когда у Вас будет свободное время.

Это упражнение заключается в том, что надо написать не менее 7 метафор, которые точно характеризуют того, к кому Вы охотно обратились за помощью.

Метафора должна состоять из имени существительного с определением. Она также может принимать более расширенные высказывания.

Например… Мой идеальный психолог — это:
1) Тихая , спокойная гавань
2) Мудрый китайский учитель
3) Сосредоточенный умный взгляд шахматиста
4) Шахматная позиция, наполненная многочисленным количеством жизненных вариантов
5) Мчащийся по волнам моря прогулочный катер
6) Желанная быстрая реакция математика на вызов ситуации
7) Уютный летний вечер

Не подвергайте критике написанные метафоры, иначе Вы будете непроизвольно сдерживать «полёт» воображения и фантазии. Записывайте те образы, которые сразу, спонтанно приходят на ум. Тогда у Вас появятся идеи, которые никогда бы не появились при тщательном обдумывании. Постарайтесь выполнять с удовольствием данное упражнение.

Лишь после того, как все метафоры будут записаны, проанализируйте свои мысли таким образом: в каждой метафоре укажите, что объединяет личность Вашего идеального психолога и объект, с которым Вы его ассоциируете, какую общую черту Вы хотели выделить и подчеркнуть.

Например: мой идеальный психолог — это холодная чистая вода. Почему ? — И вода, и он удовлетворяют мои определённые желания, а также могут охладить бурлящие во мне эмоции.

Разъяснение метафор:
1. Несуетливый и уверенный в своих возможностях
2. Сочетание ума и силы
3. Отрешённость от ненужной суеты
4. Глубина жизненных вариантов
5. Восторг чувств
6. Отрегулированный, свободный интеллект
7. Наполненность содержанием

Предыдущая запись География 10 класс — InternetUrok
Следующая запись Метод опорных сигналов — учимся правильно

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности