Где и как могут помочь профессиональные психологи?

Часть 2.
В этих записях мы поговорим о том, что представляет собой психологическая помощь, как происходит этот сложный процесс, каковы его возможности.

Начнём разговор с результатов одного исследования. Доктор Дж. Пеннебейкер, профессор университета психологии штата Техас, исследовал эффект, который появлялся в результате выслушивания и выражения сочувствия людям, которые перенесли сильные психолгические травмы и потрясения. Оказалось, что лица, окружённые заботой и вниманием, эмоционально чувствовали себя гораздо лучше, чем те, которые справлялись с ситуацией самостоятельно. Находя чью-либо поддержку, мы устанавливаем внутреннее равновесие, особенно необходимое для нашего здоровья.

Разделённое счастье — два счастья. Разделённое горе — пол горя.

Процесс оказания психологической помощи является таинством, тайной, завесу над которой мы будем стараться приоткрыть и разгадать.

Мы живём в сложном мире, и часто чужие проблемы кажутся более понятными и разрешимыми, чем свои.

Самое главное требование в психологической помощи заключается в том, что психологическую помощь можно оказать и эффективно осуществить исключительно с согласия того, кто за ней обратился и в ней действительно нуждается. Совсем по-другому обстоит дело (по понятным причинам) — с врачебной помощью. Это нужно уметь чётко разделять. В теории и практике психологической помощи большое значение уделяется вопросам взаимного сотрудничества психолога с пациентом.

Нельзя по-настоящему помочь кому-либо против его воли.

Любые действия , вызывающие у человека зависимость, сдерживающие его развитие, никогда не будут являться психологической помощью.

Психологическая наука сама по себе не является ни доброй, ни злой, и только в процессе её применения встают вопросы морали и этики

Так обстоит дело с любой областью знаний.

Психологи не дают клятвы Гиппократа, но и у них существует своя профессиональная этика и кодекс. Принцип «НЕ НАВРЕДИ» — это закон, обязательный не только для медиков, но и для педагогов, психологов, психотерапевтов, и для всех тех специалистов, в руках которых находится «тонкая материя»и человеческая психика.

Для того, чтобы такого рода специалисты в своём деле могли успешно осуществлять коррекцию, стимулировать развитие конкретного человека, они должны прежде всего принимать во внимание ожидания, учитывать просьбы и пожелания обращающегося за помощью.

Это особенно важно, поскольку случаются значительные расхождения между заявлением человека и действительным положением вещей. С одной стороны такая ситуация может возникнуть неосознанно, а с другой — быть результатом целенаправленных действий…

Для того, чтобы проверить насколько чётко Вы можете сформулировать собственные ожидания, и насколько Вы способны определить ожидания окружающих людей, давайте выполним такое упражнение :

Упражнение 1. Реконструкция ожиданий.
В упражнении используйте РЕАЛЬНЫЕ ситуации общения, участником которых Вы будете в течение недели. Особенно внимательно отнеситесь к тем, которые не являются обычными для Вас и не возникали ранее.

Каждого человека, с которым Вам придётся общаться, сначала спросите: «Что я могу для Вас сделать?», «С чем Вы пришли ко мне?», «Каким временем Вы располагаете?»

Ни в коем случае не будьте бесцеремонными или бестактными. Просто постарайтесь, попробуйте заняться развитием коммуникативных навыков, поучитесь выбирать такие формы вопросов, которые были бы допустимы в Ваших межличностных контактах.

Подумайте о том — сбываются ли Ваши ожидания, и что удалось открыть нового в своём внутреннем мире…

Итак: мы установили, что перед началом оказания психологической помощи специалист должен обратить особое внимание на ожидания того человека, который обратился за помощью…

А что дальше? Дальше бывает по -разному. Всё зависит, прежде всего, от избранной психологом теоретической установки, которая отражает его собственную систему ценностей.

Терапевт — психоаналитик будет строить свою работу с человеком, обратившимся за помощью, одним образом, гуманитарный психолог — другим и т.д. Эти различия заключаются как в способе проведения беседы, так и в активности самого психолога, продолжительности контакта, применении определённых методик.

Предыдущая запись География 10 класс — InternetUrok
Следующая запись Метод опорных сигналов — учимся правильно

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности