Шаталов, Виктор Фёдорович — ВикипедиЯ

Виктор Фёдорович Шаталов (1 мая 1927, Сталин — 20 ноября 2020, Донецк) — советский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Почётный доктор Академии педагогических наук Украины.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Биография

Родился 1 мая 1927 года.

Участник Великой Отечественной войны.

С 1951 года работал в школе преподавателем математики и директором.

В 1953 году окончил Сталинский педагогический институт (ныне Донецкий национальный университет).

С 1956 года вёл экспериментальную работу с учащимися, в том числе как научный сотрудник НИИ педагогики Украинской ССР (с 1973) и Академии педагогических наук СССР (с 1985).

В 1987 году стал заведующим лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР в Донецке. С 1992 года — доцент Института последипломного образования в Донецке. Профессор Донецкого института социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.

Автор системы эффективного обучения, построенной на базе педагогики сотрудничества.

Имеет более шестидесяти опубликованных книг (в том числе «Куда и как исчезли тройки», 1979 г.; «Педагогическая проза», 1980 г.; «Точка опоры», 1987 г.).

В 2014 году стал гражданином Донецкой Народной Республики.

В последние годы Шаталов тяжело болел. Несмотря на это, в июне 2020 года он с другими ветеранами принимал Парад Победы в честь 75-летия победы СССР в Великой Отечественной войне.

Состоял в Союзе писателей Донецкой Народной Республики. Умер в ночь на 20 ноября 2020 года в Донецке.

Система Шаталова

3 ноября 1971 года в газете «Комсомольская Правда» появилась статья Симона Соловейчика «Метод Шаталова», которая направила движение педагогической общественности на новое русло, в сторону педагогики сотрудничества. В. Ф. Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться учить всех детей предметам математика, физика, химия, астрономия, и другим, успешно и быстро, и независимо от подготовки детей и материального уровня их родителей.

Оригинальная система интенсивного обучения, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы, включает около 200 педагогических открытий, самые важные из которых:

  • авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания,
  • принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников,
  • принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.
  • вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным.
  • практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.
  • традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.
  • устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.
  • широко используются игровые формы учебных занятий.

Многие находки В. Ф. Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.

В 2000 году в Москве при участии В. Ф. Шаталова было открыто учебное заведение для дополнительного образования, впоследствии получившее название «Школа-студия Шаталова»

Предыдущая запись «Эксперимент продолжается». В память о великом педагоге…
Следующая запись Что такое информатика и зачем она нужна

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности