Метод опорных сигналов В.Ф. Шаталова— учимся правильно

В.Ф. Шаталов
В.Ф. Шата́лов — советский и украинский педагог-новатор, г.Донецк. Народный учитель СССР

Главное в методе Шаталова — конспект, как результат огромной работы учителя. На страничке — короткие ключевые фразы, отдельные слова с восклицаниями, математические выкладки, цифры. которые надо запомнить.

Расположение материала, рамка, стрелка, цвет, выделяющий главное — всё это строго продумано и составляет основу для двадцатиминутного рассказа, алгоритм для рассуждения.

Шаталов как бы материализует передаваемое знание в конспекте. «Нужно только, — говорит он, — чтобы рассказ учителя и его записи на доске — совпадали с конспектом.»

Огромная благодарность Анне Тедзура за учебное видео о методике Виктора Фёдоровича Шаталова «Опорные сигналы».


Я хочу Вам рассказать о методе опорных конспектов  В.Ф. Шаталова, и я думаю, это будет многим интересно понять, уяснить для себя, и в дальнейшем – применить в своей практической деятельности.

Итак: В чём же заключается метод опорных конспектов Шаталова.

Вообще, это конспекты, которые основаны на опорных сигналах.

Опорный сигнал – это набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

 Вообще, речь пойдёт об конспектах с опорными сигналами в исполнении Шаталова. Этот принцип схож с современным принципом создания интеллект – карт. .

Но в отличие от интеллект – карт, в опорных конспектах Шаталова его символы – действительно яркие Символы, и там содержится только необходимый минимум слов.

Ещё раз, подводя маленький итог, уясним для себя, что метод опорных конспектов – это конспекты, которые основаны на опорных сигналах.

Весь смысл в том, что наш мозг лучше всего воспринимает ту информацию, которая оригинально зашифрована, и это факт, проверенный многочисленной практикой.

Так что эти опорные сигналы могут Вам очень сильно помочь в подготовке или переработке какой-либо большой и объёмной информации.

Есть основные требования, которым должны отвечать эти самые опорные сигналы, опорные конспекты.

Во-первых: они всегда должны быть лаконичными. В них должно быть всего несколько слов, не нужно загромождать свои опорные сигналы и соответственно , свои конспекты большим количеством ненужной информации. Нужно постараться максимально урезать то, что Вы хотите вложить в опорный сигнал.

Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более  притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем более высокие оценки за эти работы получают обучаемые, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. В дальнейшем опорные сигналы надо пересматривать, предоставлять другим преподавателям на согласование и анализ по сокращению.

Во-вторых: следующее требование – структурность. В.Ф.Шаталов указывал, что в его конспекте всё взаимосвязано. Материал можно разбивать на блоки (как он и советовал), использовать стрелки, схемы – максимально зонировать Ваш конспект, и в то же время взаимоувязывать все пункты.

Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение при помощи опорных сигналов развивает системность мышления, учит разделять общее и главное, важное и второстепенное и выделять причинно-следственные связи. Все эти навыки развиваются у обучаемого независимо от него – просто в ходе изучения материала.

В-третьих: наличие смысловых акцентов. Например, мы когда пишем какой-то конспект, ставим определённые заголовки, подчёркиваем некоторые из них, выделяем определённым цветом. Об этом и говорит третий пункт.

Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением, символов и пр.

В–четвёртых: это автономность. Каждый из 4-5 блоков может быть автономным, выступать даже маленьким самостоятельным конспектом. (в предмете ИСТОРИЯ – это века, династии и т д)

Автономность. Каждый из четырёх-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

Это очень хорошая зарядка для мозгов, и более лучшее понимание предмета или темы, которую Вы пытаетесь законспектировать.

В-пятых: ассоциативность и образностьЭти образы, которые мы придумываем и наносим, должны хорошо запоминаться и быть в очень чёткой структурной ассоциации, чтобы не было никакой путаницы. Можно напридумывать много интересных сигналов – но тут надо не перегнуть планку, иначе можно забыть значение этих различных символов.

Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться чёткие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться, Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.

В-шестых: доступность воспроизведения от руки. Это тоже хорошая тренировка. У большинства людей, как доказано учёными, больше всего развита зрительная память.

Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятиях опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой производимой от руки на бумаге не высокохудожественной манере.

В-седьмых: цветовая наглядность.

Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

Хорошая помощь для использования зрительной памяти, но слишком уж цветами увлекаться не следует. Можно системно применять цвета. Например, обозначать заголовки  — одним цветом, классификации – другим цветом и тд. Можно эффективно  использовать возможности цветовой наглядности !

В.Ф. Шаталов предлагает такие основные этапы создания опорного конспекта:

1. Внимательно прочитайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста

2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте

(Это был анализ информации)

3. Сделайте черновой набросок сокращённых записей на листе бумаги (то есть начать делать переработку информации)

4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы

5. Объедините сигналы в блоки (это очень важно – разместить информацию по блокам)

6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними (поставить стрелки, выделить цветами, скобками (квадратными, овальными, круглыми) и т д)

7. Выделите значимые элементы цветом (цветовой подход – очень полезная вещь)


Используем зрительную память!

При помощи опорных конспектов очень удобно готовиться к экзаменам!

Применимо во многих сферах умственной деятельности.

Можно конспектировать гигантские тексты.

Метод «Опорных точек» В.Ф. Шаталова проверен годами!

Пример школьного конспекта

Пример школьного конспекта
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: